Мобильная версия
|
 |
Положение о дополнительных образовательных программах детей (продолжение).
|
|
Структура и содержание дополнительной образовательной программы детей
№ |
Структура
программы |
Содержание
структурных компонентов программы |
1. |
Обложка |
- Символика МБОУ ДОД «СЮТур»
- Название
программы.
- Год разработки
программы.
|
2 |
Титульный лист |
- Полное название
образовательного учреждения, в котором реализуется программа.
- Название
программы.
- Возраст
обучающихся, на который рассчитана программа.
- Срок реализации
программы.
|
|
|
- Полное название
образовательного учреждения, в котором реализуется программа.
- Название
программы.
- Возраст
обучающихся, на который рассчитана программа.
- Срок реализации
программы.
- Данные об
авторе программы: фамилия, имя, отчество, должность.
- Дата и номер
протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к
реализации.
- Дата и номер
приказа, фамилия, инициалы директора, утвердившего программу.
- Название
населённого пункта, в котором реализуется программа.
- Год разработки
программы.
|
3 |
Содержание |
- Перечисление
разделов программы с указанием соответствующих страниц данным разделам
|
4 |
Пояснительная записка |
В
пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности,
обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения
материала, характеризуются формы работы с обучающимися и условия реализации
программы.
В
пояснительной записке программы
следует раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной
программы детей (физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая,
социально-педагогическая, эколого-биологическая);
- новизну,
актуальность, педагогическую
целесообразность, практическую значимость для обучающихся;
- цель и
задачи программы. При формулировании цели и задач
программы следует помнить, что цель – это предполагаемый результат
образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Кроме того, цель
должна быть связана с названием программы, отражать её основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется
через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи
показывают, что нужно сделать для достижения цели.
Выделяются следующие типы зада
- обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо,
включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний,
умений, навыков, развитие мотивации к определённому виду деятельности т.п.);
- воспитательные (формирование у обучающихся социальной активности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни и т.п.);
- развивающие (развитие деловых качеств,
таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и
т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии,
профессионального самоопределения).
Вид программы (модифицированная, авторская). Связь программы с уже существующими по данному
направлению деятельности; отличительные особенности данной дополнительной
образовательной программы детей от уже существующих программ.
В
пояснительной записке отмечаются:
- основные возрастные особенности обучающихся,
которым адресована программа;
- состав детской
группы (постоянный, сменный);
- особенности
набора обучающихся;
- требования к
знаниям, умениям, навыкам детей.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы детей (продолжительность образовательного
процесса, этапы).
Формы и режим занятий. Характеризуя режим организации занятий, необходимо
указать:
- общее
количество часов в год;
- количество
часов и занятий в неделю;
- периодичность занятий.
Формы подведения итогов реализации программы.
- дать
характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по
программе, указав способы учета знаний и умений, навыков, возможные варианты
оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут
использоваться тестирование, зачёты, экзамены, выставки, соревнования,
конкурсы, конференции и т.п.
|
5 |
Учебно-тематический план по годам
обучения. |
Учебно-тематический
план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и
количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени,
отводимого на теоретические и практические занятия.
Педагог
имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах
установленного времени.
При
подготовке программы педагог должен предусмотреть все практические занятий с
детьми (походы, экскурсии, дальние путешествия, соревнования, конференции и
т.п.), иначе мероприятия, не прописанные в программе, должны проходить вне
сетки часов, в журнал не вносятся, часы на них не списываются.
Количество
часов, отводимых на практические занятия, должно составлять не менее 70% от
общего учебного времени.
Учебно-тематический
план дополнительной образовательной программы детей должен включать:
- перечень
разделов;
- перечень тем;
- количество
часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды
занятий;
- общее
количество часов («Итого за период обучения…»).
|
6 |
Содержание программы |
В
содержании программы приводится краткое описание разделов и тем (теория и
практика).
Раскрывать
содержание следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане.
Кратко
описать тему означает:
- указать её
название;
- перечислить
основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы;
- указать, в
каких формах организуется образовательный процесс. Чётко обозначить
практические занятия (походы, викторины, конференции, слёты и т.д.).
Изложение
содержания программы ведётся в именительном падеже. |
7 |
Требования к ЗУНам по годам обучения |
Ожидаемые результаты.
Описывая
прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору программы следует:
- сформулировать
требования к знаниям, умениям, навыкам, которые должны приобрести обучающиеся
в процессе занятий по программе (т.е. важно чётко прописать, что он будет
знать и уметь по каждому году обучения).
Показателями сформированности знаний могут являться:
- владение понятиями,
- владение фактами,
- владение научной проблематикой,
- владение теориями,
- владение закономерностями и правилами,
- владение методами и процедурами.
Показателями сформированности умений обычно являются конкретные действия и их комплексы,
выполняемые относительно конкретно поставленных задач в контексте обучения.
Объективные показатели сформированности умений:
- построение алгоритма (последовательности) операций
выполнения конкретных действий в структуре умения;
- моделирование (планирование) практического
выполнения действий, составляющих данное умение;
- выполнение комплекса действий, составляющих данное
умение;
- самоанализ результатов выполнения действий,
составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.
Обобщенные
показатели сформированности навыков совпадают
с показателями умений. Но поскольку навык предполагает автоматизацию
действий, оцениваются обычно ещё и время его выполнения. |
8 |
Методическое обеспечение программы |
Методическое
обеспечение дополнительной образовательной программы детей включает:
- краткое
описание основных способов и форм работы с детьми, которые планируются по
каждому разделу – индивидуальные и групповые, практические и теоретические
(игры, беседы, походы, конкурсы, экскурсии, конференции и т.д.);
- обеспечение
программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, сценарии и
т.д.);
- рекомендации по
подготовке и проведению лабораторных и практических работ, по постановке
экспериментов, опытов и т.д.;
- дидактический и
лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытной
и исследовательской работы и т.д.;
- материально-техническое
обеспечение занятий;
- контрольные
тесты, задания, вопросы;
- формы подведения
итогов по каждому разделу;
- Словарь терминов, который представляет собой список слов, связанный с направленностью и
спецификой программы. Словарь терминов составляется в алфавитном порядке.
|
9 |
Список литературы |
Возможно
два варианта представления списка литературы:
1.
Список используемой литературы;
2.
Привести два списка литературы:
- список
литературы для педагогов, которую рекомендуется использовать для организации
образовательного процесса;
- список
литературы для обучающихся.
Список
литературы составляется в алфавитном порядке и в соответствии с «Общими
требованиями и правилами составления …». |
10 |
Приложения |
При
необходимости. |
Оформление дополнительной образовательной программы детей
Программа должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа (А4: 210Х297). Поля: левое - 25 мм; правое - 15 мм; верхнее -10 мм; нижнее - 10 мм.
Шрифт «Times New Roman» (в качестве основного шрифта), выравнивание – по ширине, кегль 12-й .
Междустрочный интервал — одинарный.
Заголовки должны быть отделены от предыдущего и последующего текста отбивками (пустыми строками).
Для оформления заголовков можно использовать стандартные стили MS Word (Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3 в русифицированных версиях
Разрешается использовать только следующие средства выделения текста:
полужирный шрифт, курсив, подчеркнутый шрифт, выделение цветом (не более двух цветов).
Никакие другие средства выделения текста использовать не следует.
Страницы считаются с титульного листа, но порядковый номер ставят с 3 страницы, на которой помещают пояснительную записку. Порядковый номер страницы ставится в середине нижнего поля.
С новой страницы начинается каждый блок программы. Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (программа заканчивается 23 страницей, приложение начинается с 24).
3.4. Педагог дополнительного образования должен получить к дополнительной образовательной программе детей две рецензии – внутреннюю и внешнюю.
3.5. Если педагог внес в модифицированную программу значительные изменения, он должен получить новую внутреннюю рецензию.
3.6. Внутреннюю рецензию пишут члены методического совета МБОУ ДОД «СЮТур». Внешнюю рецензию даёт независимый эксперт-специалист по профилю деятельности, представленному в программе. В рецензии указываются полностью фамилия, имя, отчество рецензента, должность и место работы. Рецензия должна быть скреплена печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и предоставляется в двух экземплярах.
3.7. Педагог дополнительного образования детей обязан иметь на руках программу, по которой он ведёт занятия.
3.8. В начале учебного года педагог дополнительного образования должен иметь календарно-тематический план, составленный по дополнительной образовательной программе детей и утвержденный директором МБОУ ДОД «СЮТур».
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЕТЕЙ
4.1. МБОУ ДОД «СЮТур» реализуются дополнительные образовательные программы детей сроком реализации от 1 года и более.
4.2. МБОУ ДОД «СЮТур» могут реализовываться досугово-познавательные краткосрочные программы по работе с детским туристско-краеведческим активом города. Данные программы рассчитаны на работу со сменным составом детей города Анжеро-Судженска и создаются в соответствии с индивидуальными заказами образовательных учреждений. Срок реализации таких программ от 1 дня и более. Досугово-познавательные программы утверждаются заместителем директора по учебно-воспитательной работе и директором МБОУ ДОД «СЮТур».
4.3. Педагог дополнительного образования может реализовывать более одной дополнительной образовательной программы, если это не влияет на качество и безопасность образовательного процесса.
4.4. Педагог дополнительного образования, ведущий индивидуальные часы, должен иметь дополнительную образовательную программу индивидуальной работы с детьми. Порядок утверждения такой программы аналогичен порядку утверждения дополнительной образовательной программы детей.
4.5. Педагог дополнительного образования обязан соблюдать строгое соответствие между содержанием программы, календарно-тематическим планом и заполнением журнала учёта работы педагога дополнительного образования.
4.6. Педагог дополнительного образования при реализации дополнительной образовательной программы детей должен учитывать достижения современной педагогической науки, социальные изменения, региональные особенности и проводить соответствующую корректировку программы.
4.7. Ответственность за реализацию в полном объёме дополнительной образовательной программы детей в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несут: педагог дополнительного образования и заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
|
 |
© МБУ ДО "СЮТур", 2012-2022 |
 |
Все информационные, фото, видео материалы размещены с согласия работников, родителей (законных представителей) учащихся.
|
|
|
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать УДО лучше?
|
|
|